стратегия

Фреймфорк для цифровой трансформации бизнеса

Основные направления трансформации бизнеса в технологическую компанию
Sources: Capital IQ, KPCB trends 2014
Зачем бизнесу становиться технологической компанией? Прямым ответом на этот вопрос может послужить динамика индекса S&M500, который отражает капитализацию самых дорогих компаний в мире. За 20 лет технологический сектор поднялся на первое место и занимает 19% от общей капитализации компаний ТОП 500, размер которой составляет 17,4 триллиона долларов в совокупности. Становится понятно, что цифровая революция кардинально меняет правила ведения бизнеса и дает возможности стартапам стремительно захватывать новые рынки, в то время как традиционный бизнес конкурирует между собой в рамках старых парадигм. Компании обладают активами и ресурсами, о которых стартапам приходиться только мечтать, и при использовании новых технологий и бизнес-моделей данные активы могут трансформироваться в базу для масштабируемой технологической компании:
1. Переход от продуктовой компании к клиентоориентированному бизнесу

Ориентированность на клиента переживает, можно сказать, второе рождение, теперь клиент не только всегда прав, но появились технологические возможности лучше понимать своих клиентов, сегментировать аудиторию и предлагать персонализированные продукты в нужное время, базируясь на этих знаниях. Организационные схемы компаний (штатная структура) начинают выстраиваться вокруг клиентских сегментов и клиентских запросов, появляются клиентские ключевые показатели эффективности CLV, NPS, CES, FCR. В дополнении к развитию знаний о клиентах становится критичин клиентский опыт, который эффективно анализируется с помощью инструментов Customer User Journey при поддержке дизайнеров. Именно клиентский опыт позволяет добиваться лояльности, избегая конкуренции по цене, а эволюция цифровых интерфейсов идет в сторону минимализма, разговорной динамики (пример: пионер чатов в клиентской поддержке Рокетбанк), предиктивного дизайна в зависимости от контекста клиента и его ожиданий. Чемпионом «клиентоцентричности» является компания Amazon, которая, казалось бы, сделала невозможное и смогла сделать интерфейс неосязаемым. Амазон убил "чекаут" в магазине и запустил приложение Amazon Go (технологии: компьютерное зрение с глубоким машинным обучением, синтез и обработка данных от сети датчиков).
2. Переход от сегментов рынка к миссии и стратегическому видению

Уже давно не новость, что технологические лидеры (Google, Amazon) развиваются в сторону удовлетворения разных потребностей своих клиентов, опираясь на свою миссию и ожидания пользователей. Новые единороги также использует эти правила, и, например, UBER за последние 6 лет два раза меняла миссию, тем самым расширяя рынок и создавая новые сервисы для удовлетворения своих амбиций. За это время компания выросла из рынка такси и теперь таргетирует автомобильный рынок через создание беспилотного автомобиля. Но это еще не все, 26 октября 2016 года появляется описание проекта UBER Elevate, в котором компания предлагает всему миру свое видение в области городского авиатранспорта по запросу. Uber планирует объединить различных игроков (производителей VTOL "vertical take-off and landing aircraft", администрацию городов, пользователей, инфраструктуру) для выполнения этой миссии и уже в 2017 году проведет первую конференцию по городскому авиатранспорту. Целью является снижение стоимости и времени поездок для городских жителей в таких густонаселённых районах, как Сан-Франциско, Сан-Паоло, Нью Дели.

3. Переход от концентрации производства к платформам

В эпоху индустриальной революции концентрация производства являлась закономерной тенденцией развития рынка. В цифровую эпоху возможности дистрибуции становятся важным конкурентным преимуществом. Что общего между компаниями Nest, Medium, Kickstarter, Legalzoom? Несмотря на то, что они работают в разных сегментах рынка (энергетика, медиа, финансы, юридические услуги), все они являются платформами. Платформы позволяют распределять ценность между производителями и потребителями, что приводит к положительному сетевому эффекту и к стремительному росту бизнеса при достижении критической массы пользователей. Венчуристы любят сетевой эффект, поскольку он позволяет достигает огромных капитализаций и является барьером для входа конкурентов. Технологические платформы – это инфрастуктура или железные дороги 21 века.

4. Переход от планирования к итерациям

Если согласиться с тем фактом, что технологии достаточно быстро трансформируют целые рынки (например, рынок маркетинга насчитывает более 1000 цифровых стартапов, поддерживаемых венчурными инвесторами) то возникает интерес к тому, как они делают это, и в чем их секретный соус. Достаточно проанализировать понятия стартап и компания, чтобы понять фундаментальную разницу. Стартап – это временная организация, нацеленная на поиск устойчивой бизнес-модели, а компания – это организация, нацеленная на выполнение когда-то найденной устойчивой бизнес-модели. Поиск бизнес-модели подразумевает проверку гипотез ее компонентов с помощью итеративного общения с потенциальными клиентами. Для того, чтобы получить обратную связь, не надо строить продукт за несколько миллионов долларов, а можно создать минимальную рабочую версию продукта для тестирования в рынке (Minimum Viable Product) и итеративным способом прийти к масштабируемой версии. Постройте для начала самокат, а не навороченный автомобиль на гибридной тяге.

Как конкурировать бизнесу с цифровыми игроками

Речь пойдет об основных инструментах инноваций в компаниях

Типичные проблемы организации инновационной деятельности

Made on
Tilda