Стратегия

4 эффекта цифровых платформ

Речь пойдет о "несправедливых "конкурентных преимуществах в сетевой экономике
4 типа компании по классификации HBR: создатели активов, услуг, технологий и сетевые лидеры
Сетевая экономика не полностью исследована с точки зрения новых возможностей создания и распределения ценности. Это закономерно, поскольку влияние платформ только начинает проявляться, скорее всего, мы находимся на начальном этапе и являемся участниками происходящих изменений . Бизнес-модели (маркетплейсы, многосторонние платформы) на основе сетевой экономики уже активно трансформируют рынки (ритейл, финансовые услуги, медиа и другие). Появляются вопросы, как использовать данные модели для развития бизнеса, а теперь становится актуальным понимание того, как создавать новые конкурентные преимущества с использованием платформ для традиционных компаний. Одной из последних статьей по этому сюжету была публикация в журнале «Harvard Business Review». В этой статье авторы рассматривают 4 категории компаний, среди которых сетевые лидеры ("network orchestrators") имеют самые внушительные финансовые показатели (рост выручки, маржинальность бизнеса). В отчете компании FABERNOVEL аналитики исследовали вопрос: каким образом современные технологические стартапы используют новые правила сетевой экономики для получения конкурентных преимуществ? В результате исследования были обнаружены 4 сетевых эффекта, которые позволяют компаниям растить клиентскую базу и перераспределять ценность. Данные преимущества могут применяться в бизнес-модели, основанной на сетевой платформе.

1. Эффект "перераспределения избыточного ресурса"
Эти компании способны определять, организовывать и перераспределять единицы ценностного предложения. Они определяют избыточные мощности во внешнем мире и обеспечивают проведение сделок по неиспользованному ресурсу. Конкурентным преимуществом является способность проводить миллиарды транзакций через цифровую платформу, используя ценность от внешних поставщиков.
Пример: AirBnb определяет избыточные возможности (вакантная комната или квартира, которые не используются в определенный момент) и предлагает их рынку через плафторму. Используя избыточные мощности в широком масштабе, Airbnb может предоставлять в 2 раза больше комнат, чем Hilton Worldwide при нулевой маржинальной стоимости.

2. Эффект "бесконечного роста"
Сетевые компании используют легко масштабируемое программное обеспечение и сервисы, что позволяет достигнуть нулевых затрат на дистрибуцию продукта при достижении критической массы пользователей. Благодаря сетевому эффекту и практически нулевым издержкам эти компании могут расти бесконечно с минимальным влиянием на расходную часть бюджета. Конкурентным преимуществом является скорость масштабирования и эффективность. Рост сетевых компаний ускоряется с увеличением количества участников в сети.
Пример: Благодаря сетевому эффекту ценность социальной сети Facebook для рекламодателей увеличивалась быстрее, чем количество пользователей, таким образом значительно увеличивая доходность. С 2010 по 2014 года количество пользователей сети увеличилось в 2,6 раза, а доходность бизнеса выросла в 6,3 раза.

3. Эффект "реального масштаба времени"
Сетевые компании использует обратную связь от клиентов (данные по продуктам и сервисам) в реальном масштабе времени для, того чтобы постоянно удерживать принятие продукта рынком (market fit) и мгновенно адаптировать продукт для улучшения его ценности для клиентов. Данные компании оптимально используют ресурсы и работают в режиме постоянной бета-версии. Конкурентным преимуществом является мгновенная подстройка продукта под запрос рынка.
Пример: Google использует сеть для определения потребностей клиентов и улучшения продуктов. Продукты и сервисы компании находится в режиме постоянной бета-версии и улучшения внедряются каждый день. В 2000 году анализ запросов показал, что пользователи активно искали фото Дженифер Лопез на конкурсе Грэмми. Для удовлетворения своих клиентов Google запустил проект по поиску картинок совместно с основным поиском по словам.

4.Эффект "персонализации для каждого клиента"
Сетевые компании используют знания о клиентах для того, чтобы персонализировать опыт, который они предоставляют каждому клиенту. Широкомасштабная персонализация находится в центре продуктов и сервисов данных компаний. Благодаря таргетированию и настройке продукта под каждого клиента они создают длительные и лояльные отношения. Конкурентным преимуществом является гостеприимство и комфорт для клиента.
Пример: Опираясь на предпочтения, поведение, юмор пользователя, а также в зависимости от времени суток, Netflix персонализирует клиентский опыт, создавая уникальный каталог фильмов для каждого пользователя. 75% контента компании потребляется благодаря таргетируемым рекомендациям.


Цифровая стратегия бизнеса, инновации, стартапы и венчурная индустрия

Как конкурировать бизнесу с цифровыми игроками

Основные направления трансформации бизнеса в технологическую компанию

Made on
Tilda